Monday, April 9, 2012

Француженка и голландец

Голландец
Француженка
               +










Я как-то недавно разговаривала с одной замечательной парой. Он – энергичный голландец, Арнольд (74 года), она – француженка, Анн (60 лет). Завели разговор о том, что значит быть женатым на иностранке. Получился вот такой интересный разговор о голландцах, о разнице в культурах.

ГМ:                             Что значит быть женатым на иностранке?

Арнольд:                    Нет, что значит жить с другим человеком. Быть женатым на ком-либо, означает, что ты с человеком, у которого не обязательно будет твоя реакция на одни и те же вещи.

Анн:                           Это нормально, я думаю, это происходит между людьми одной и той же национальности…

Арнольд:                    Естественно, есть люди, которые привязаны к определенному способу поведения. Французы, например, когда они заходят в магазин, или еще куда-нибудь, они сразу же говорят «добрый день».

Анн:                           Ах! Я нервничаю, когда он спрашивает что-либо в магазине: «парни, вы наговорились? Может быть, займетесь клиентами». Ни «спасибо», ни «добрый день», ни «добрый вечер». «Эй, собаки, вам платят за эту работу!» О ла ла!  Я застываю в такие моменты. Я, например, всегда говорю: «извините за беспокойство, спасибо». Может быть, немного преувеличенно.

Арнольд:                    Нет. Это иллюстрирует, что ты, значит, крайне чувствительна.

Анн:                           Да, это да.

Арнольд:                    Нет, нет. Подожди. Потому что, все, что она только что сказала, она так думает об этом, но это совсем не то, что я делаю. Я же захожу в магазин и говорю: «Мадам, Вы можете подсказать, где я могу найти такую-то вещь?». Я не говорю: «добрый день». Я говорю: «Мадам, Вы можете сказать…».

Анн (перебивает и изображает мужа):      Где помидоры?

Арнольд:                   Нет.

Анн (иронично):      Ты очень куртуазный.

Арнольд:                   Я говорю: «где вы прячете помидоры? Я их не могу найти». Это – более или менее голландская манера. Говорить достаточно прямо. Но я выражаюсь не настолько прямо, как средний голландец. 

Проблема не в том, что существует разница в культуре и в привычках, а в том, что существует трудность в понимании того, что другие не желают зла, когда реагируют так, как привыкли. Когда я иду в магазин и не говорю: «здравствуйте, мадам», это не со зла, и не потому что я не уважаю людей. Но я знаю о своей привычке, я до сих пор чувствую, меня даже это веселит во французских магазинах. Когда я так к ним обращаюсь, многие молодые женщины, работающие там, отвечают с акцентом. Действительно, прибавляя акцент: «здрасьте мсьё». Для того чтобы я почувствовал, что должен был сказать: «здравствуйте». Я это чувствую. Иногда я говорю: «ну хорошо, хорошо, здравствуйте, но скажите …». Весело. Есть много людей, которые никогда не выезжают из своих стран и не понимают, что существует другая манера общения.
Французы на работе не могут не поздороваться за руку, валонцы целуются.
Во Франции, например, спрашивают: «как дела?». Ни в коем случае не надо рассказывать как у тебя дела. Ты все время отвечаешь: «хорошо, хорошо». В Нидерландах, когда кто-нибудь тебя спрашивает: «как дела?», ты можешь легко ответить: «сегодня плохо, потому что так и так…». Это очень даже нормально. Французы так никогда не делают. Но, подожди, во Франции спрашивают: «как дела?», а в Англии, они иногда и этого не говорят, они просто говорят: «Хай» когда приходят в офис и дело сделано. Все окружающие покрыты этим «Хай».

ГМ:                             Мне кажется, что это типично для Голландцев, делать «удачные покупки», покупать что-либо дешево?

Арнольд:                    Голландцы, все еще, интересуются вначале ценой, а потом качеством. В этом я не похож на голландцев. Я говорю: «вначале качество, потом цена».

Анн:                           Да это правда. Арнольд – не как большинство голландцев. Он мне говорит: «Анн, если ты видишь, что вещь хорошего качества, ты не смотри на цену, покупай».

Арнольд:                    Качество окупается. Но это правда, голландцы думают, что если что-то дешево, то они позволяют себе обмануться. Сейчас, это не настолько сильно. В 50-60 годы они не были богатыми, далеки от богатства. Голландцы создали такую репутацию, например, когда  выезжали за рубеж, заходили в какой-нибудь ресторан и заказывали ведро воды с десятью соломинками.

Анн:                           Практичные потребители!

Арнольд:                    Они совсем не стеснялись, они могли запросто заказать одну порцию лимонада на двоих. Бельгийцы, к примеру, были точной противоположностью. Бельгиец никогда бы такого не сделал, из-за страха показаться жадным в глазах других. Они любят играть в «больших», даже если у них нет ни одного су, любят рисоваться.  В Голландии, после войны, были простые машины, в то время как в Бельгии можно было встретить много громадных американских автомобилей. Даже сейчас шикарных машин в Бельгии, кажется, больше чем в Париже. В общем, у голландцев все еще есть это - вначале цена, а потом качество.
Страна была бедной. Мы всегда ели маргарин, в пятидесятые годы сливочное масло стоило в три раза дороже, чем маргарин. Мои родители с пятью детьми… Они иначе бы не выжили. Поэтому маргарин. Правда, когда приглашали гостей, подавали масло, но у меня не было прав на него.

Анн (иронично):      Ты не любишь масло, мой маленький.

Арнольд:                   Ну, гости иногда спрашивали: «интересно, вы не любите масло?». Мы не осмеливались сказать, что не то чтобы мы не любили масло, а это родители не хотели покупать. Мы играли в игру. Сейчас же в Голландии едят специальный маргарин, чтобы снизить уровень холестерина. В любом случае, он более легкий.
В свое время, у нас было варенье, за которое стыдно. В Бельгии такого быть не могло, там люди сами варили варенье. Если производитель хотел продавать варенье, он должен был производить такое же варенье, что варили домохозяйки. Такая жила традиция. В Нидерландах не существовало варенья. О нем не знали. На западе страны люди не имели средств, не было фруктов. Если вы покупали фрукты, это было дорого. В общем, был такой поставщик, который готовил варенье с огромным количеством желатина, воды, ароматических добавок. Ты не смог бы найти ни одно фрукта в этих банках. Худшего варенья не существовало. Вот так. Сейчас этого больше нет, но в свое время было так. И все было таким. Дома были гораздо меньше, чем бельгийские дома, потому что не было денег. Когда мы впервые поехали в Бельгию, мне было четырнадцать, мы поехали за границу.

Анн:                           Какое приключение!

Арнольд:                   Мои родители забили машину едой, достаточной для пятнадцати дневного путешествия, потому что в Бельгии якобы было дороже.

Анн:                           Это понятно. Меня это не шокирует.

ГМ:                             Но привычка экономить осталась в культуре.

Арнольд:                    Да. Хотя сейчас все меняется.

Анн:                           Ты говорил, что голландки не любили готовить, вообще заниматься хозяйством. Это тоже нужно учесть.

Арнольд:                   Не то чтобы голландки были не трудолюбивыми, у них не было высокой кулинарной культуры. Моя мама не знала, что цикорий можно пожарить на сковородке, она просто не знала. Иначе, она бы приготовила, потому что она обожала вкусные вещи, просто она не знала.

ГМ:                             А почему кулинарной культуры не было?

Арнольд:                    Не было кулинарных книг. У людей не было больших отпусков. Не было иностранцев, и иностранных ресторанов. Сейчас они составляют сорок процентов, но в свое время даже и пяти процентов не насчитывалось. Евреи в основном представляли наиболее экзотический элемент Амстердама. Вы не смогли бы найти французского сыра, в Голландии его просто не существовало. Сейчас есть огромный выбор сыров, больше чем в самой Франции. Нидерланды – богатая страна, они окупают все.
Голландцы были простыми, и жили очень просто. Взять, к примеру, способ приготовления мясного соуса. В Бельгии или Франции в мясной сок добавляли сливочное масло или сливки. В Голландии в мясной сок добавляли воды и майонеза, добавляли блок бульона, в общем, готовили много мясного сока, и мы обожали это. Это было совсем не вкусно, если сравнивать с бельгийской или французской манерой приготовления, но может быть, это было более здоровым.

Анн:                           Если ты никогда не пробовал другого, может быть, ты счастлив тем, что имеешь.
Если говорить о голландцах, мне кажется, что они находят особое удовольствие в том, чтобы в любом споре одержать победу. Арнольду гвозди надо вбить до конца, это ему доставляет наслаждение.

Арнольд (бурное сопротивление): Нет, нет, они не хотят быть правыми, они правы. Ты еще не поняла? Мы вместе тринадцать лет, и ты еще не поняла? Я не думаю, что я всегда прав. Но если кто-то не согласен, хотелось бы, чтобы были представлены сильные аргументы.

Анн:                           Иногда предмет спора не принципиален, не стоит такого спора. Для меня главное – чувства.
           
Арнольд:                   Это другой взгляд на вещи. Голландцы, они будут спорить из принципа. Принцип считается, и эту черту ты найдешь у многих голландцев. Они любят спорить. Это единственная страна, где весь вечер может идти глубокая дискуссия о религии, вере.

ГМ:                            А немцы, они не такие?

Арнольд:                    О нет. Немцы гораздо более закрыты. Французы так не будут делать, бельгиец никогда не будет разговаривать о религии. Не будет сильного спора. Когда ты с бельгийскими друзьями - нет глубоких дискуссий. Голландцы же обожают дискуссии до самой глубины о чепухе, о не стоящих вещах. Неспроста в Нидерландах до сих пор существует, мне кажется, до восьмидесяти протестантских течений и отличаются они друг от друга иногда интерпретацией одной фразы из библии. «Глава 31», например, это протестантская секта, которая отличается от других взглядом на одну главу. Альвены - то же самое. Есть те, которые хотят крестить в восемнадцать лет, другие в два года. Голландцы, они такие, они придают значение всему, даже если это кажется излишним.  Эти религиозные сообщества не общаются между собой. В свое время нельзя было жениться на ком-либо из другого сообщества. О нет.

ГМ:                             А все-таки, если вернуться к нашему разговору, в чем разница между голландками и француженками.

Арнольд:                   Француженки гораздо лучше готовят. Помимо кулинарии, они более живые. Голландки спокойнее, размереннее. Правда сейчас, мне кажется, что это Анн немного специфичная.

Анн (живо):               Я – спокойная.

Арнольд:                    Ты спокойная ни на один су. Я научился избегать ее обидчивости. Она думает, что это не правда.

Анн:                           Аааах

Арнольд:                    Но она даже не знает, насколько я изменил свой подход. Когда ты говоришь, либо делаешь что-нибудь и с чем я не согласен, раньше я бы сказал: «ты не можешь…», я мог бы рассердиться. Сейчас, во многих случаях я ничего не говорю.

Анн:                           Продолжай в том же духе.

Арнольд:                    Ты видишь по ее реакции, что она не осознает, что я изменил свой подход. Для нее я всегда не внимателен.

Анн:                           Я жажду человеческого тепла.

Арнольд:                    Это, это другое

Анн:                           Это подразумевается.

Арнольд:                    Я всегда любящий.

Анн:                           Для меня никогда не достаточно.

ГМ:                            Любовь, ее никогда не бывает достаточно.

                                                   

3 comments:

  1. сколько стран, столько разных традиций, культур и образ жизни очень отличается. Интересно было почитать, получилось так живо и легко. Могу сказать,что датчане похожи чем-то на голландцев, своей размеренностью, экономией и спокойствием. Правда датчане еще более сдержанней, они дружелюбны и учтивы. вот так...:) спасибо за пост в наше сообщество:)

    ReplyDelete
  2. Спасибо! Если у Вас озарит вдохновение написать что-нибудь про датчан или другую культуру, пришлите ссылку где можно будет почитать.

    ReplyDelete
  3. Интересно, а главное оригинально. Мне очень понравилось.

    ReplyDelete

Подписка

Введите Ваш email адрес:

Delivered by FeedBurner

Rambler's Top100