Прочла недавно интереснейшую работу «Мэйнстрим. Исследование
этой культуры, которая нравится всем», автор – французский журналист, бывший
дипломат, Фредерик Мартель [перевод мой, оригинальное название - Frederic Martel “Mainstream. Enquete sur cette culture qui plait a tout le
monde”, Flammarion, 2010]. Для людей вроде меня, далеких от индустрии
кино, поп-музыки и коммерческих театров, книга будет откровением. Это подробнейший
отчет о том, что творится в индустрии развлечения в США, других странах и о том как ведутся культурные
войны.
Как говорит сам Мартель, его книга о геополитике культуры и
медиа в мире. Его интересуют блокбастеры, хиты, бестселлеры в общем все то, что
носит название «рыночной культуры». «Вопросы относительно контента, маркетинга
или влияния современных индустрий развлечения очень интересны, - говорит он - в
то время как их продукция – не всегда».
Во время своего расследования, автор побывал в Голливуде, Болливуде,
в Буэнос-Айресе и Тель-Авиве. Он интересовался планом борьбы индийских и
арабских миллиардеров с Голливудом и планами Руперта Мёрдока относительно Китая. Он попытался понять разницу меду J-pop и K-pop, и почему телевизионные сериалы
называются «драмами» в Корее и «теленовеллами» в Латинской Америке. Он
сопровождал лоббистов американских агентств и студий в Конгрессе, но еще больше
времени провел в американских гетто. Предмет его изучения - обширный,
объединяющий пять континентов и практически все индустрии развлечения: кино, музыка, телевизионные развлечения,
коммерческие театры, медиа, парки аттракционов и даже видеоигры и манги. Чтобы
понять мутации, которые переживают вышеперечисленные сектора, он завершает
книгу размышлениями о цифровых технологиях и каким образом Интернет повлияет на
развитие индустрии развлечений. В Саудовской Аравии, Индии, Бразилии и Гонконге,
Фредерик Мартель встречает тех, кто находится в процессе строительства цифровой
индустрии будущего. Предприниматели, часто молодые, видят будущее в Интернете,
в то время как в Европе и в Соединенных Штатах, его собеседники, часто более
зрелого возраста, видят в Интернете больше угрозу. «Это разрыв поколений, и
вполне возможно, цивилизаций» - говорит французский журналист.
В целом, автор посетил 30 стран и проинтервьюировал 1250
человек. Он пишет о том, что видит. Книга хороша тем, что в ней нет информации
со вторых рук, но она и «сложна» из-за этого. Хотя книга читается легко, ее все
же удобнее читать маленькими отрывками, потому что, каждая история (будь то
история о таком монстре как Дисней, или о том как зарождалась музыка черных) насыщена
информацией о людях, которые стояли у истоков развития, о фильмах, о суперзвездах,
наименований филиалов этих гигантских спрутов, вплоть до описания офисов и
городов. Он ничего не пропускает – все адреса и явки в книге. Оно и понятно,
чтобы объяснить, почему «МТВ Латинская Америка» располагается в Майями, надо
немного рассказать о городе и о том, кто в нем живет.
Книга не только расследование-опрос, но и размышление. Первая
часть исследования посвящена индустрии развлечения Америки, в которой Фредерик
Мартель в подробностях рассказывает о том, как все работает, кому что
принадлежит и кто на что влияет. Мне было интересно узнать о том, что Sony Entertainment в идеологическом смысле ничего не решает, все делается в
Америке. Отдельная глава посвящена трем, необыкновенно популярным в Америке, женщинам
и их влиянию на формирование вкусов американской публики, это - Тина Браун,
Полин Каэл и Опра. Вторая часть книги посвящена индустрии развлечения других
стран и мировым культурным войнам. Автор рассказывает о том, как Китай пытается
противостоять американской культуре и об отношении Китая к «Конфу Панда», о
том, что происходит в Индии, Латинской Америке, Японии, Арабских странах и
Европе.
То, что автор сказал о культуре в Латинской Америке, на мой
взгляд, относится ко всем странам в мире.
«Я почувствовал обоснованную горечь относительно успеха
Америки в производстве музыки «латино». Но те, кто смотрел ясно, понимали, что
проблема более серьезна: если и есть национальная музыка, могущественная и
богатая, и жанры типично латиноамериканские, пересекающие границы без участия
Майями, то культуры, объединяющей страны Латинской Америки, кроме американского
мэйнстрима, не существует … Только культура стандартизированная и глобальная,
отформатированная в Штатах, объединяет латиноамериканские народы, в частности
через суперзвезд, поп звезд, гибридных «латинос», блокбастеры, ток-шоу и
литературные бестселлеры, начиная с книг Паоло Коэльо, распространяемых, на
сегодняшний день, через Harpers Colins.
Прошли те времена, когда писатели вроде Борхеса, Кортасара, Маркеса рассматривались
как культурные послы своих стран».
В заключение своего поста, я хотела бы вкратце пересказать его интервью с ключевой
фигурой индустрии развлечении в Индии, одной из самых динамично развивающихся
экономик, с ростом в 6-8% в год, и с
просто потрясающим развитием в индустрии креатива в 18%. Это интервью
иллюстрирует борьбу, которая ведется в мире за право владеть нашими сердцами и
умами.
Фредерик Мартель интервьюировал генерального директора, Амит
Хана, компании Reliance Entertainment,
одной из самых могущественных в медиа индустрии, и принадлежащей миллиардеру
Анил Амбанти (шестое состояние в мире). Reliance – гигант в индустрии медиа и контента,
известный под названием «Big»,
который уже владеет 240 кинозалами в Штатах.
В 2008 году Big инвестировал 600
миллионов долларов в Dream Works Стивена Спилберга для того чтобы войти в Голливуд с
парадного входа. Параллельно, группа добавила 600 миллионов долларов в
производство десятка фильмов студиями Бреда Пита, Джима Кэри, Николаса Кейджа,
Тома Хэнкса и Джорджа Клуни. Впервые развивающаяся страна вошла с таким
количеством денег в Голливуд. Инвестиции приветствовались американской прессой,
а Болливуд принял новость с триумфом. Амит Хана сказал о планах Индии в
индустрии развлечения примерно следующее.
«Здесь, 1.2 миллиарда человек. У нас есть деньги. У нас есть
опыт. Вместе с юго-восточной Азией мы представляем одну четвертую населения
человечества, вместе с Китаем – одну треть. Мы хотим играть центральную роль политическую,
экономическую, а также культурную. У нас есть ценности, индийские ценности,
которые мы хотели бы пропагандировать. Мы выступим против Голливуда на его же
собственной территории. Не только для того чтобы заработать денег, но и
утвердить наши ценности. Я глубоко верю в то, что мы преуспеем. Нужно будет
считаться с нами.
Наша стратегия состоит в том, чтобы выстроить пан-индийскую группу
нового поколения. Это означает, что мы будем представлены на всех экранах
одновременно и во всех секторах…. Голливуд - кинематографическая индустрия 20 века, мы же в процессе строительства индустрии
21 века».
Один из американских продюсеров прокомментировал действия Big: «Индийцы готовы
выкладывать миллионы долларов за контракт, который им ничего не приносит, кроме
возможности сесть рядом со Спилбергом на премьере». Когда Фредерик Мартель это процитировал Амир
Хану, тот с улыбкой ответил следующее: «Мы никогда не были на премьерах. Мы не
гонимся за гламуром, а за экономическими возможностями…. Американские студии
устарели, им нужна свежая кровь. Мы привнесем «новые нотки», инвестируя прямо в
актеров, талантов чтобы создавать великие фильмы. Наша сила – это наше
количество, наша молодость, кинематографическая традиция, наша манера
рассказывать…. В Болливуде мы будем продолжать утверждать наши ценности, в
Голливуде будем делать другое кино, чтобы быть мэйнстримом. Мы будем
конкурировать с Голливудом, используя разные типы контента, разные платформы. С
другой стороны, мы – англоязычная страна и у нас есть критическая масса, чтобы
стать мировым гигантом. Мы должны для начала соблазнить креативностью, а дальше
только нашей экономической моделью».
К сожалению, работа Фредерика Мартеля не
переведена ни на английский, ни на русский. Книги есть на французском,
немецком, и, кажется, испанском.
Еще об интересных книгах можно почитать здесь.
No comments:
Post a Comment