Photo by Harriet Russell
|
Говорить на двух языках, а не на одном, - значит иметь очевидные практические преимущества во все возрастающем мире глобализации. Но в последнее время, ученые начали доказывать, что преимущества билингвизма более фундаментальны, чем обычная способность разговаривать с более широким кругом людей. Быть билингвом, как оказалось, делает вас умнее. Билингвизм может оказывать глубокое воздействие на ваш мозг, улучшая когнитивные способности, не связанные с языком и даже спасает вас от слабоумия в старости.
Такой взгляд на билингвизм совершенно отличается от понимания билингвизма в 20 веке. Исследователи, педагоги и регуляторы смотрели на второй язык как вмешательство, с точки зрения когнитивности, которое препятствовало академическому и интеллектуальному развитию.
Они не ошибались, говоря о вмешательстве: существуют достаточные доказательства того, что в мозгу билингва обе лингвистические системы активны, даже если он использует один язык, создавая, таким образом, ситуацию, когда одна система мешает другой. Но это вмешательство, исследователи находят, не является помехой, а скорее скрытым благословлением. Оно заставляет мозг решать внутренние конфликты, давая мозгу нагрузку, улучшающую когнитивные мышцы.
Билингвы, например, показывают себя более способными, чем монолингвы в решении определенных умственных пазлов. В работе Елены Биалисток и Мишель Марин-Ре, опубликованной в 2004 году, дошкольников, билингвов и монолингвов, попросили отсортировать голубые кружочки и красные квадраты на мониторе компьютера в два цифровых ящика – один с голубым квадратом, другой с красным кругом.
В первой задаче, дети должны были отсортировать фигуры по цвету, помещая голубые круги в ящик с голубым квадратом и красные квадраты в ящик с красным кругом. Обе группы решили задачу сравнительно легко. Затем детей попросили отсортировать по форме, что было более трудным, потому что нужно было помещать картинки в ящик с конфликтующим цветом. Билингвы быстрее решили задачу.
Совокупные данные, полученные из многочисленных подобных исследований, говорят о том, что опыт билингва улучшает так называемую исполнительную функцию мозга – директивную систему, которая направляет внимание, используемое нами для планирования, решения проблем и осуществления других ментальных задач. Эти процессы включают: игнорирование отвлекающих факторов, чтобы сохранять сосредоточенность, осознанное переключение внимания от одной вещи к другой, а также удержание информации в мозгу, например, запоминание последовательности команд во время вождения.
Почему борьба между двумя одновременно активными языковыми системами улучшает эти аспекты когнитивности? До недавнего времени, исследователи считали, что преимущество билингва происходило преимущественно из способности к ингибированию, которое было отточено через подавление одной языковой системы. Считалось, что это подавление помогало тренировать мозг билингва, для того чтобы игнорировать отвлекающие моменты в других контекстах. Но это объяснение все больше и больше кажется неадекватным, поскольку исследования показали, что билингвы более эффективны, чем монолингвы даже если задачи не требуют ингибирования, как например, прочерчивание линии через увеличивающуюся серию цифр разбросанных случайным образом на странице.
Принципиальное отличие между билингвами и монолингвами может быть более простым: повышенная способность контролировать окружающий мир. «Билингвы должны менять языки довольно часто – вы можете говорить на одном языке с отцом и на другом с матерью, - говорит Альберт Коста, исследователь Университета Помпеи Фабра в Испании - это требует постоянной регистрации изменений вокруг вас, таким же образом как мы следим за окружением во время вождения». В работе по сравнению германо-итальянских билингвов с итальянскими монолигвами на предмет мониторинговых задач, г. Коста и его коллеги нашли, что билингвы оказались не только лучше, но и выполнили упражнения с меньшей активностью в частях мозга, вовлекающей мониторинг, демонстрируя таким образом свою большую эффективность.
Опыт двуязычия, по всей видимости, влияет на мозг с раннего детства до старости (и здесь есть причина полагать, что это может быть применено и к тем, кто изучает второй язык позже).
В работе Аньес Ковакс 2009 года Международной Школы Продвинутых Исследований в Триесте, Италии, семимесячных детей, которые находились в двуязычной среде с самого рождения, сравнили с детьми того же возраста, жившими в одноязычной среде. Вначале детям предложили аудио сигналы, а затем показали куклу на одной стороне экрана. Обе группы детей научились смотреть на эту сторону экрана в ожидании куклы. Но в последующих сериях попыток, когда кукла начала появляться на противоположной стороне экрана, младенцы из двуязычной среды быстро научились переключать их ожидающий взгляд на новое направление, в то время как другие дети не научились этому.
Эффект билингвизма распространяется и на средний возраст. В недавних исследованиях 44 летних испано-английских билингвов, ученые под руководством нейропсихолога Тамара Голлана из Калифорнийского Университета в Сан Диего, нашли, что люди с высоким уровнем билингвизма, измеряемый через сравнительную оценку уровня владения для каждого языка, были более резистентными приступам слабоумия и другим симптомам болезни Альцгеймера: чем выше уровень билингвизма, тем позднее возникает болезнь.
Никто никогда не сомневался во власти языка. Но кто бы мог представить, что слова, которые мы слышим, и предложения, которые мы говорим, могут оставлять такой сильный отпечаток?
No comments:
Post a Comment