Tuesday, April 2, 2013

Воспитание детей в разных культурах. Средняя Азия


Редко где с такой любовью относятся к детям, как в Средней Азии и Казахстане! "Дом с детьми – базар, дом без детей – мазар (гробница святого, где царит тишина) – так говорит пословица. Здесь и семь, и десять, и даже двенадцать детей в семье – не обуза, а радость.

Одно из первых правил, внушаемых малышу, - уважение к старшим. В тюркских языках нет просто слов "брат" или "сестра". Старший брат называется "ака", младший – "ука", старшая сестра – "апа", младшая – "сингил". Даже если разница между детьми составляет всего год-полтора, старший для младшего служит авторитетом, ему полагается говорить "Вы", к его советам прислушиваться. 


Вот какой здесь парадокс, несмотря на то, что это «мачо» страны (в семье и не только, все решает мужчина), как только в дом приводится невестка – власть в доме переходит к женщине, матери жениха, будушей бабушке.


Это она выбирает цвет краски для забора или калитки, она решает, что сегодня будет сготовлено на обед, она же своим зорким глазом замечает, что ребенок не умывался или что он старается незаметно от нее подобраться к дереву, чтобы наесться зеленого урюка или яблок. Авторитет бабушки – непререкаем, но бабушкины песни, сказки, стихи, игры, которые она затевает – лучшая награда за послушание. С рассказами о храбрых воинах, трудолюбивых дехканах, справедливых властителях в ребенка входит то, что можно охарактеризовать как моральный кодекс. Еще совсем маленький, он уже понимает, как надо себя вести в жизни.


Неотъемлемой чертой любого среднеазиатского дома или кочевой юрты является гостеприимство. Даже недоброго человека, пришедшего в твой дом, полагается принять с уважением. И младшие члены семьи помогают накрывать дастархан – скатерть с угощением (приносят пиалы, тарелки с сухофруктами или орешками), проводят гостя туда, где он может умыться с дороги и стоят с полотенцем наготове. Сын хозяина дома никогда первым не возьмет куска со стола, ему это внушено: лучший кусок – гостю, потом – родителям, затем уже братьям-сестрам и ему. Девочки, как правило, к столу не подсаживаются, пока не станут барышнями, они вместе с мамой готовят угощение, ведь гость может задержаться на несколько часов. 


Вообще же воспитывают девочек и мальчиков совершенно по-разному. У них не одинаковое жизненное предназначение: будущая женщина учится быть хозяйкой в доме, наводить чистоту, ухаживать за стариками, готовить вкусную еду, собирать урожай из сада и с огорода, заниматься заготовками на зиму. Мудрая бабушка приглядывается: у кого из девочек есть лидерские задатки, та проходит дополнительное обучение, чтобы управлять потом своим домом, стать родоначальницей клана (это и основы экономики, и грамотный уход за домашними животными, и умение распределить запасы...).


Мальчик – это и будущий хозяин, и будущий защитник. Даже шестилетний мальчишка встанет на защиту своих младших братишек-сестренок, он "ака", он за них отвечает. Мальчиков чаще сажают за стол, когда обсуждаются серьезные вопросы: какую часть урожая продать, на что потратить вырученные деньги, что в доме нуждается в ремонте и т.п. Их учат брать на себя самую тяжелую работу – не женщинам же ее поручать, заботиться о благосостоянии семьи, приобретать трудовые навыки ("Для настоящего джигита и сто ремесел – мало"). 


К родителям в Средней Азии обращаются на "вы", почтению к ним учат и мальчиков, и девочек. Уважающий себя мужчина-отец никогда не будет кричать на жену при детях, он выкажет ей недовольство потом, позже. А мать приучает к тому, что к приходу отца дом должен сверкать-блестеть, все должны быть умыты- причесаны и т.п.


Велика тяга этих детей к знаниям. С учетом национальной специфики преподанный материал усваивается и тут же используется в жизни, уроки готовить детей не надо заставлять – он ведь видит, как учатся старшие братья и сестры. 


Цельность системы, построенной на трудолюбии, гостеприимстве, уважении к старшим, не может не восхищать!

No comments:

Post a Comment

Подписка

Введите Ваш email адрес:

Delivered by FeedBurner

Rambler's Top100